Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 1"
Курганская область рп. Варгаши
  • Буллинг: определение, выявление, последствия

    Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.

    Буллинг может быть прямым или скрытым.

    Скрытый буллинг  (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п.) более характерен для девочек.

    Буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие.

    Выявление буллинга:

    в школе

    Первичные признаки:

    • Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им. 
    • Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.
    • Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.
    • Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).
    • Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.
    • У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.)

    Вторичные признаки:

    • Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.
    • В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.
    • Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.
    • Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
    • Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
    • У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
    • Не дают списать, не подсказывают, не спрашивает тему урока, домашнее задание.
       

    дома

    Первичные признаки:

    • Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.
    • У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).

    Вторичные признаки:

    • Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время.
    • Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.)
    • Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти).
    • Боится или не хочет идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в животе.
    • Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
    • Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
    • Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.
    • Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки.
    • Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»).
       

    Наличие агрессивных (часто дерущихся, постоянно задевающих и оскорбляющих других детей, импульсивных) детей должно настораживать взрослых  в отношении возможности существования буллинга.

    Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. 
    Дети-агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии. 
    Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают много негативных эмоций: страха быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе.
    Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями. 
    Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе, недоверие к взрослым – это основные последствия травли для детского коллектива. 
    Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно травматично и кроме актуальных последствий  оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Прежде всего, влияет на формирование самооценки, коммуникативные возможности,  мотивацию к развитию и достижениям.

    Актуальные последствия:

    • Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
    • Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д.
    • Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти и т.п.
    • Нарушение школьной адаптации: пропуски уроков,  снижение успеваемости и мотивации к учебе.
    • Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.
    • Суицидальные мысли и попытки.

    К  другим наиболее часто общим  последствиям буллинга  относятся снижение самооценки, нарушение доверия к окружающему миру.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике