Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 1"
Курганская область рп. Варгаши
  • Урок «Повторение шахматных понятий, шахматных ходов»

    Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.
    Урок «Повторение шахматных понятий, шахматных ходов».

    Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы.
       От того, насколько сформировано мышление у ребенка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математике в частности.
       Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов — за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
    Почему я выбрала шахматы?
       Во-первых, в Курганской области п. Варгаши  стартовал проект «Шахматный всеобуч», организована внеурочная деятельность в начальной школе. По оценкам профессионального педагогического сообщества  проект  стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов.
    Обучение игре шахматы может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них – научить детей и подростков учиться, быть когнитивно самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов. Охват обучающихся начальных классов  в Варгашинской средней школе №1 курсом шахмат в соответствии с методической системой И.Г.Сухина 51%. Обеспеченность обучающихся учебно-методическими комплектами И.Г.Сухина -80%
    А во-вторых, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна.
    Ее называют игрой королей. Не случайно охотно проводили свой досуг за шахматной игрой «великие умы» России – А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.В. Толстой.
    Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Эта игра должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры». 
      В нашей школе динамика показателей отражающих успеваемость и образовательные достижения обучающихся по учебным предметам 100% . Динамика показателей, отражающих развитие у обучающихся аналитических способностей и абстрактного мышления у 100% обучающихся. Интерес и удовлетворенность преподаваемым курсом «Шахматы» по данным опроса «Нравятся ли тебе уроки шахмат в твоем классе» обучающихся и родителей положительных ответов 92%.
     Мною разработана модифицированная программа «Шахматы - школе», предназначенная для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составленная на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина.
    Цель программы:
    Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
    Задачи:
    •    создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
    •    формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   
    •    воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
     Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
    •    Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
    •    Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;
    •    Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.
            Основные методы обучения:
    Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов:
    •   На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
    Изучение раздела «Шахматные фигуры» вызывает у детей особый интерес. На занятиях используется следующий материал: загадки, стихи, сказки и песни о шахматах, шахматные инсценировки с помощью кукольного театра («Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок»). Ключевым моментом занятий является деятельность самих учащихся. Конкурс рисунков « Наряд для пешки», «Путешествие в шахматное королевство», лепка фигур из пластилина.
    Вместе делаем шахматные дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон); разрезные шахматные картинки; шахматное лото; Кубики с картинками шахматных фигур; темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ); летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
    Использую компьютерные презентации, тесты для проверки усвоения знаний. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”,

    •        При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
    На первой стадии обучения учащихся осваивает ход и взятие каждой фигуры, сражается с противником ограниченным количеством фигур на фрагментах шахматной доски.
    Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение”, “Ограничение подвижности”.
            • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (само¬стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
    Рассматриваются шахматные комбинации, тактические приемы по захвату вражеских фигур «вилка» и «связка». На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для  проверки  полученных знаний.

    •        Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
    Использую мультимедио, тесты, домашние задания, магнитную доску.

    Основные формы и средства обучения:
    1.       Практическая игра.
    2.        Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
    3.       Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
    4.       Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные и дидактические игрушки.
    5.    Участие в турнирах и соревнованиях.
    В процессе обучения провожу начальную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию, которая поможет выявить недостатки в формировании знаний, умении и навыков, своевременно спланировать коррекционную работу, выявить динамику развития учащихся.

    Игра в шахматы имеет достаточно межпредметные связи со всеми дисциплинами - из школьных предметов наиболее близка к шахматам математика. Являясь учителем начальных классов, я заинтересовалась интеграцией уроков математики и занятий шахматами.
    Весь процесс обучения математике сопровождается деятельностью по решению задач с шахматным содержанием. На уроках математики школьники решают задачи с шахматным содержанием, что способствует формированию  метапредметных компетентностей и целостной картины мира. 
    Можно использовать шахматы как игровую модель для изучения площадей геометрических фигур (шахматная доска), горизонталей, вертикалей, диагоналей, координат, латинского алфавита, навыков счета, арифметической и геометрической прогрессии и т.д.
     В нашей школе регулярно проходят соревнования по шахматам между обучающимися на приз Заслуженного учителя РФ Константина Дмитриевича Барабаша. К 90- летнему юбилею школы проходило первенство по шахматам на приз Заслуженного учителя РФ Константина Дмитриевича Барабаша.
    В малом спортзале собрались лучшие шахматисты 2-9 классов.
    На торжественном открытии турнира ребята встретились с его  дочерью, Надеждой Константиновной Заболотниковой, которая поблагодарила всех участников и их наставников за продолжение  дела отца и подарила альбом с эпизодами жизни Учителя-короля шахматной школы тех лет(1946-1981 годы его работы) , вырастившего не одно поколение призёров и выразила надежду, что он будет  заполнен успехами сегодняшних любителей шахмат.
    С напутственной речью выступил Комогоров Сергей Дмитриевич, посвятивший этой  игре многие годы, работая в нашей школе и в других учебных заведениях района, используя опыт обучения игре в шахматы К.Д.Барабаша.  
       Варгашинская средняя школа №1  постоянный участник  в областном конкурсе «Интеллектуал Зауралья»
       Поскольку природа шахматной игры характеризуется многогранностью, целенаправленностью, глубиной, открытостью и другими свойствами, то она может и должна быть средством индивидуализации и активизации познавательной деятельности учащихся. 
    Игра в шахматы предполагает умение думать, осмысливать, сопоставлять, сравнивать, а, главное, действовать.

    Конспект урока Повторение шахматных понятий, шахматных ходов

    Презентация урока Повторение шахматных понятий, шахматных ходов

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie