Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы.
От того, насколько сформировано мышление у ребенка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математике в частности.
Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов — за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Почему я выбрала шахматы?
Во-первых, в Курганской области п. Варгаши стартовал проект «Шахматный всеобуч», организована внеурочная деятельность в начальной школе. По оценкам профессионального педагогического сообщества проект стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов.
Обучение игре шахматы может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них – научить детей и подростков учиться, быть когнитивно самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов. Охват обучающихся начальных классов в Варгашинской средней школе №1 курсом шахмат в соответствии с методической системой И.Г.Сухина 51%. Обеспеченность обучающихся учебно-методическими комплектами И.Г.Сухина -80%
А во-вторых, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна.
Ее называют игрой королей. Не случайно охотно проводили свой досуг за шахматной игрой «великие умы» России – А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.В. Толстой.
Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Эта игра должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».
В нашей школе динамика показателей отражающих успеваемость и образовательные достижения обучающихся по учебным предметам 100% . Динамика показателей, отражающих развитие у обучающихся аналитических способностей и абстрактного мышления у 100% обучающихся. Интерес и удовлетворенность преподаваемым курсом «Шахматы» по данным опроса «Нравятся ли тебе уроки шахмат в твоем классе» обучающихся и родителей положительных ответов 92%.
Мною разработана модифицированная программа «Шахматы - школе», предназначенная для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составленная на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
• формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов:
• На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Изучение раздела «Шахматные фигуры» вызывает у детей особый интерес. На занятиях используется следующий материал: загадки, стихи, сказки и песни о шахматах, шахматные инсценировки с помощью кукольного театра («Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок»). Ключевым моментом занятий является деятельность самих учащихся. Конкурс рисунков « Наряд для пешки», «Путешествие в шахматное королевство», лепка фигур из пластилина.
Вместе делаем шахматные дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон); разрезные шахматные картинки; шахматное лото; Кубики с картинками шахматных фигур; темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ); летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
Использую компьютерные презентации, тесты для проверки усвоения знаний. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”,
• При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На первой стадии обучения учащихся осваивает ход и взятие каждой фигуры, сражается с противником ограниченным количеством фигур на фрагментах шахматной доски.
Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение”, “Ограничение подвижности”.
• На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (само¬стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Рассматриваются шахматные комбинации, тактические приемы по захвату вражеских фигур «вилка» и «связка». На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
• Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использую мультимедио, тесты, домашние задания, магнитную доску.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные и дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
В процессе обучения провожу начальную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию, которая поможет выявить недостатки в формировании знаний, умении и навыков, своевременно спланировать коррекционную работу, выявить динамику развития учащихся.
Игра в шахматы имеет достаточно межпредметные связи со всеми дисциплинами - из школьных предметов наиболее близка к шахматам математика. Являясь учителем начальных классов, я заинтересовалась интеграцией уроков математики и занятий шахматами.
Весь процесс обучения математике сопровождается деятельностью по решению задач с шахматным содержанием. На уроках математики школьники решают задачи с шахматным содержанием, что способствует формированию метапредметных компетентностей и целостной картины мира.
Можно использовать шахматы как игровую модель для изучения площадей геометрических фигур (шахматная доска), горизонталей, вертикалей, диагоналей, координат, латинского алфавита, навыков счета, арифметической и геометрической прогрессии и т.д.
В нашей школе регулярно проходят соревнования по шахматам между обучающимися на приз Заслуженного учителя РФ Константина Дмитриевича Барабаша. К 90- летнему юбилею школы проходило первенство по шахматам на приз Заслуженного учителя РФ Константина Дмитриевича Барабаша.
В малом спортзале собрались лучшие шахматисты 2-9 классов.
На торжественном открытии турнира ребята встретились с его дочерью, Надеждой Константиновной Заболотниковой, которая поблагодарила всех участников и их наставников за продолжение дела отца и подарила альбом с эпизодами жизни Учителя-короля шахматной школы тех лет(1946-1981 годы его работы) , вырастившего не одно поколение призёров и выразила надежду, что он будет заполнен успехами сегодняшних любителей шахмат.
С напутственной речью выступил Комогоров Сергей Дмитриевич, посвятивший этой игре многие годы, работая в нашей школе и в других учебных заведениях района, используя опыт обучения игре в шахматы К.Д.Барабаша.
Варгашинская средняя школа №1 постоянный участник в областном конкурсе «Интеллектуал Зауралья»
Поскольку природа шахматной игры характеризуется многогранностью, целенаправленностью, глубиной, открытостью и другими свойствами, то она может и должна быть средством индивидуализации и активизации познавательной деятельности учащихся.
Игра в шахматы предполагает умение думать, осмысливать, сопоставлять, сравнивать, а, главное, действовать.
Конспект урока Повторение шахматных понятий, шахматных ходов
Презентация урока Повторение шахматных понятий, шахматных ходов