«Шахматы не для людей, слабых духом. Шахматы трудны, они требуют работы».
Вильгельм Стейниц
В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Этой увлекательной игрой с древнейшей историей увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты.
Организация психологического сопровождения шахматного образования в МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1» является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на подготовку юных шахматистов с учетом всех психических процессов ребенка, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.
В образовательной организации реализуется областной социальный проект «Интеллектуал Зауралья» («Шахматный всеобуч»), начиная с декабря 2015 года в школе действует региональная инновационная (пилотная) площадка по теме «Развитие интеллектуальной одаренности детей по средствам обучения игры в шахматы».
Целью проекта является изучение психологической подготовки шахматистов. Задачи реализации данного направления образовательной деятельности широки и разнообразны:
- образовательная - расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, наблюдательность. В игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память;
- воспитательная задача - вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер, усидчивость;
- эстетическая - играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, ребята восхищаются удивительной игрой. Шахматы доставляют детям много радости;
- физическая - ребята говорят, чтобы шахматистом стать, надо много знать, постоянно спортом, физкультурой заниматься, ежедневно обливаться водой. Чтобы играть в шахматы, надо быть физически здоровым.
Об актуальности данного проекта говорит то, что обучение юных шахматистов, учитывающее индивидуальные особенности развития психики, позволит реализоваться каждому ученику, в максимальной степени раскрыть все внутренние ресурсы, даст возможность для самореализации.
На занятиях, начинающему шахматисту особенно необходимы психологическая поддержка и учет индивидуальных особенностей, потому что младший школьный возраст является актуальным для развития таких психических процессов как память, внимание, мышление, и педагог обладает исключительной возможностью целенаправленно влиять на развитие всех этих процессов, помогая ученику полностью реализоваться как профессиональному шахматисту.
Таким образом, одним из актуальных и важнейших направлений повышения эффективности и качества подготовки юных шахматистов является, по моему мнению, использование при организации занятий с начинающими шахматистами психологической подготовки, учета индивидуальных особенностей детей, обучение детей проигрывать.
Психология - неотъемлемая часть шахмат. В партии (в турнире, матче) побеждает не только тот, кто сильнее, но и тот, кто более устойчив психологически. Думаю, каждый шахматист может вспомнить моменты, когда из-за переживаний поражения в одной игре терялись очки и в других, когда, столкнувшись с неожиданностями за доской и растерявшись, получали на доске не тот результат, который хотели. Сильнейшие шахматисты мира уделяют особое внимание психологической подготовке.
Для создания системы психолого-педагогического сопровождения в школе по развитию интеллектуальной одаренности, стимулирования потенциальных возможностей личностного и когнитивного развития младших школьников посредством обучения игре в шахматы два раза в год проводятся мониторинга для обучающихся начальной школы:
Цель исследования: определение степени выраженности эмоций, отношения к учению и учебным предметам, изучение социализированной личности.
Наименование методики |
Цель диагностики |
Тест «Насколько ты эмоционален?» |
Определить отношение к эмоциям |
Изучение мотивации по методике Г.Н.Казанцевой. |
Выявить уровень мотивации к учению |
Методика для изучения социализированности личности. (разработана профессором М.И. Рожковым) |
Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. |
Использование метода наблюдения |
Оценивание волевых качеств |
Делая вывод по изучению социализированной личности, можно сказать, что у обучающихся школы средний и высокий уровень развития социальных качеств. Из психологического обследования у детей наблюдается положительная динамика.
В ходе психологического сопровождения показаны пути решения задач создания педагогических условий для интеллектуального развития обучающихся средствами шахматной деятельности, при реализации которых очевидны проявления интеллектуальных способностей у детей.
Очень важно развивать в будущем спортсмене чувство удовлетворения от его поступков. Для этого акцентируется внимание не на результатах, а на приложенных усилиях для достижения цели. В итоге он научится нести ответственность за свои поступки, реально оценивать себя и свои силы, ставить перед собой цели и задачи и достигать их, дисциплинировать самого себя, а значит, добиваться лучших результатов.
Родители находятся в постоянном контакте с педагогом. От сплочённости их действий, зависит успех будущего шахматиста. Отношения строятся по принципу предельной откровенности родителей и педагога. Родители не должны вмешиваться в работу педагога с их ребенком, важно полностью доверять ему.
Памятка родителям:
1. Родителям в первую очередь самим не паниковать, не показывать свое «негативное» эмоциональное состояние (в этом возрасте дети чувствуют свою маму, они поймут ее эмоциональное состояние, даже если она скажет, что все хорошо).
2. Ни в коем случае не ругать ребенка за проигрыш. Не отталкивайте ребенка, прижмите его к себе, успокойте, выслушайте его при необходимости.
3. Отвлечь ребенка от воспоминаний после проигранной партии.
4. Настроить ребенка на следующую игру.
5. Устроить для ребенка отдых в форме подвижных игр, провести зарядку или релаксацию.
6. Если у ребенка есть талисман, не отбирайте его, а подыграйте.
7. Ни в коем случае нельзя произносить слово «не повезло», поскольку ребенок начинает искать причины неудач не в себе (и тем самым больше работать), а во внешних обстоятельствах, а это - залог дальнейших проигрышей.
8. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Дети все разные. По-разному реагируют на неудачу, поэтому актуальным является использование психологической подготовки и учета индивидуальных особенностей детей. Нужно научить из поражений выходить достойно, с улыбкой, тогда ребенок учится сохранять самообладание и высокую самооценку, мобилизовать все силы для следующего "раунда", позитивно относиться к своему противнику партнеру по играм.
Процесс тренировок и соревнований приводит к колоссальному перенапряжению нервной системы. У многих шахматистов при одной только мысли о предстоящем соревновании учащается сердцебиение и появляется волнение. Таким образом, умение подойти к ответственному соревнованию является важнейшим элементом подготовки шахматиста. При этом очень важна психологическая готовность. Почти в каждом соревновании принимают участие примерно равные по силе участники, а потому психология может сыграть ключевую роль в итоговом результате.
Играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра вырабатывает способность находить выход, казалось бы, из непреодолимых трудностей,... в шахматной игре мы видим пример того, как даже скромный успех может поднять веру в свои силы, а невнимание привести к потерям, игра учит нас не терять надежды при перевесе противника.
Также, крайне важным фактором для шахматиста является поддержка родителей. От их отношения ко всему, что делает их ребенок, от их мнения, одобрения, негодования, помощи и понимания зависит успех ребенка. Положительное отношение родителей к занятиям ребенка дает хорошие результаты и, наоборот, отрицательное отношение уменьшает возможности роста спортивных результатов.
«Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд».
В.В.Путин
Литература
1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. -М.:ФиС, 1976.-288с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с
3. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 / Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. - 2001. - № 14.
4. Алехин А. А. На пути к высшим достижениям. М.: ФиС, 1991,- 447 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
7. Копытов А.Д. Размышления о педагогике одаренности.// Одаренный ребенок, 2008.,№1.