Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 1"
Курганская область рп. Варгаши
  • Как выявить буллинг и реагировать на него?

    ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Буллинг - (от английского bully -хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация.

    В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

    Буллинг (травля старшими школьниками младших и новеньких) все чаще встречается в учебных заведениях. Несмотря на то, что любой случай требует отдельного подхода, уже сформированы общие методы борьбы с травлей: эффективные и проверенные поколениями.

    1.   Не игнорируйте любые формы агрессии

    Чтобы вовремя выявить признаки буллинга, нужно понимать, что они могут быть как явными, так и скрытыми, косвенными.

    Явные признаки буллинга

    Ученика травят, если другие дети:

    • оскорбляют его;

    • насмехаются над ним;

    • дают обидные прозвища;

    • высказывают о нем негативные комментарии;

    • доводят его до слез;

    • унижают;

    • издеваются;

    • избивают его;

    • отказываются общаться с ним, сидеть за одной партой, принимать в команду, которая выполняет какое-либо задание;

    • намеренно портят его вещи
       

    Неявные признаки буллинга

    Ученика травят, если:

    • он постоянно один на уроках и переменах;
    • остальные дети
    • демонстративно отсаживаются, отодвигаются от него;
    • другие ученики подстраивают ситуации, в которых ему будет неловко;
    • никто не встает на сторону ученика, если с ним делают что-то плохое;
    • его активность на уроках резко снижается;
    • у него появляются синяки, травмы, которые он не может объяснить.
       

    2. Наблюдайте за детьми, которые отличаются от других

    Если ребенок своей внешностью, речью, национальностью и культурой, достатком семьи, состоянием здоровья отличается от других, он вероятнее остальных станет жертвой травли. Также в зоне риска новенькие, ребята, которые склонны к провокационному поведению, дети учителей.

    3. Наблюдайте за агрессивными учениками

    Инициаторами травли становятся ученики с повышенным уровнем агрессии, которые сами испытывают психологическое или физическое насилие. Нередко они стремятся к власти над другими, импульсивны, хотят «исправлять» других.

    4. Следите за собой

    Часто учитель провоцирует или поддерживает травлю своими действиями или бездействием. Не оценивайте личность ученика. Говорите о поступке, а не о человеке. Будьте требовательны, но никогда не унижайте и не угрожайте.

    5. Следуйте четырем шагам, если видите признаки травли

    1. Немедленно вмешайтесь. Твердо произнесите правило: «Нельзя драться», «Я запрещаю обзывать других».
    2. Информируйте семьи жертвы и агрессора, а также директора и его заместителя по ВР, что происходит травля.
    3. Скажите всем ученикам класса, что насилие недопустимо. Не пытайтесь вызвать жалость к ученику, расспрашивать других детей, чем он их раздражает. Призовите искать совместные пути решения проблемы.
    4. Установите антибуллинговые правила. Проговорите, что никого ни при каких обстоятельствах нельзя подвергать насилию. Подчеркните, что у всех в классе равные права. Если кому-то обидно, больно или плохо, это не шутка и не игра, это травля, которую наказывают по закону.
       

    Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

    Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

    ВАЖНО!

    От буллинга не застрахован ни один ребенок. Важно не бояться признавать факт буллинга в школе. Ни в коем случае нельзя замалчивать конфликт.
    Буллинг – современная проблема общества. 
    Чтобы ее решить, необходим комплексный подход.
    При этом векторы решения проблемы должны быть направлены одновременно на всех участников – буллера, жертву, наблюдателей.
    Школа, в которой директор и педагоги не практикуют никакие формы насилия, пресекают любые проявления агрессии у детей, и где создаются условия к конструктивному общению, будет максимально защищена от буллинга.
     

    Разрешение проблем буллинга в наших руках. Удачи нам!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie