Начальная школа (до 12 лет):
1) организовать беседу со всеми участниками травли. Надо показать неприглядность поведения агрессоров и продемонстрировать собственное негативное отношение к происходящему, т.к. младшие школьники опираются на мнение учителя;
2) научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли лидера и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом;
3) совместно создать правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Важно, чтобы правила не были формальными. Группа и учитель постоянно должны следить за их исполнением и обсуждать, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
Разговор с классом должен вести авторитетный для подростков педагог или другой взрослый.
План беседы с детьми должен содержать ключевые моменты:
1) Ясная и четкая, избегающая неопределенности, руководящая позиция учителей, администраторов, других сотрудников школы.
2) Прямота. Называем проблему своим именем - это травля. Не стоит ходить вокруг да около, подростки этого не любят. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы.
Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
Необходимо донести до подростков, что они несут ответственность за свое поведение в соответствии с законом и наказание неизбежно.
3) Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
4) Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное внеучебное время.
Помощь родителей
1. Обеспечение безопасности. Объясните ребенку, что вы поможете ему справиться с данной ситуацией. Как можно быстрее проверьте всю информацию и убедитесь в безопасности ребенка. Если у ребенка тяжелое нервно-психическое состояние – ни в коем случае не отправляйте его в школу, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту в поликлинике.
2. Поддержка. Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать. Нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. У ребенка не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне. Если самооценка ребенка занижена, необходимо
повышать его уверенность в себе, не унижать, не критиковать. Если самооценка завышена - объяснить, что у любого человека есть и достоинства, и недостатки.
Помогите ребенку наладить контакты с теми детьми, которые ему симпатизируют, чаще приглашайте их в гости. Научите правильно реагировать на насмешки (см. «Стратегии реагирования»). Травят обычно тех, кто остро реагирует на оскорбление.
3. Разговор в школе. При разговоре с педагогами и администрацией школы называйте вещи своими именами и требуйте этого от них. Нельзя употреблять обтекаемые определения вроде «не сложились отношения», «никто не дружит». Надо сразу говорить: это травля, унижение, издевательство. Желательно это делать спокойно, без криков и угроз, подключая школьного психолога. Важно наладить контакты с учителями и одноклассниками; участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители.